Школы здоровья для пациентов с хроническими соматическими заболеваниями
Одной из перспективных организационных технологий профилактической и лечебной помощи можно считать обучение пациентов.
На базе МБУЗ ГКП №8 организованы школы для больных с хроническими заболеваниями терапевтического профиля:
- Школа для больных артериальной гипертонией.
- Астма – Школа.
- Школа для больных ХОБЛ.
- Школа для больных с сердечной недостаточностью.
- Школа для больных с сахарным диабетом.
- Школа здоровья по остеоартрозу.
- Школа здорового образа жизни (ЗОЖ).
Кроме этого, на базе женской консультации работает «Школа позитивного материнства». В кабинете офтальмолога проводится школа для больных глаукомой. В отделении профилактики поликлиники работает кабинет отказа от курения (предварительная запись в 208 кабинете для формирования группы). Программа в помощь по отказу от курения состоит из двух занятий продолжительностью 1 час.
Социологические исследования и практический опыт показывает, что вовлечение больных в лечебно-профилактический процесс способствует выработке у пациентов адекватного восприятия своей болезни, помогают решать проблемы сотрудничества с врачом, психофизиологической адаптации к заболеванию: на занятиях подчеркивается целесообразность самоконтроля, необходимость активного участия больного в решении вопросов, относящихся к здоровью и качеству жизни.
Важной задачей обучения является формирование четкого представления о причинах заболевания, возможных его осложнениях, позитивного отношения к противорецидивному и профилактическому лечению.
Поскольку занятия проводятся в группе, большое значение приобретает общение с другими больными, имеющими подобное заболевание. Организация школ начинается с издания приказа по поликлинике, в котором оговариваются условия организации школы, прядок работы, программа, продолжительность обучения, техническое оснащение, ответственных за обучение.
Занятия проводятся в кабинете, где находится все необходимое для проведения школ: наборы для оказания первой помощи, печатные материалы (плакаты, буклеты, памятки, брошюры). Во время занятий обучаемые ведут записи в дневниках самоконтроля. Занятия мы проводим не просто в виде лекций, а в форме диалога пациента и врача. На занятиях пациент может получить исчерпывающие ответы на интересующие его вопросы, получить индивидуальные рекомендации.
Всю необходимую информацию о работе школ можно получить у своего участкового терапевта или врача отделения, на базе которого проводится школа.
Какова эффективность школ здоровья для пациентов?
Школа, как медицинская профилактическая услуга, оценивается по многокомпонентному принципу и включает три ключевые направления:
- оценку медицинской (клинической) эффективности;
- оценку медико-социальной эффективности (может быть оценена в отдаленные сроки, не менее года);
- экономической эффективности (затраты, эффективность, стоимость болезни и пр.).
Проведение опроса после обучения, показало, что пациенты прошедшие Школу, имеют стойкое снижение поведенческих факторов риска, в частности обусловленных привычками питания, двигательной активностью, курением. Обучение сопровождается увеличением числа пациентов регулярно принимающих препараты. В группе обученных пациентов стойко снижалось число случаев временной нетрудоспособности, частота госпитализаций.
Таким образом, широкое внедрение образовательных мероприятий многофакторной профилактики позволяет улучшить прогноз и качество жизни пациентов, снизить экономические потери общества в связи с осложнениями заболеваний.